Слоговые таблицы 1 класс для чтения


Материал по чтению (1 класс) по теме: Слоговые таблицы.

Буква С

Упражнение 1.

Задание:

  1. Прочитай последовательно первую, затем вторую строку таблицы, четко произнося согласный С.
  2. Прочитай выборочно столбики таблицы, четко произнося все гласные.
  3. Прочитайте выборочно строки таблицы с понижением голоса до шепотной речи, затем с повышением голоса.
  4. Найди среди элементов таблицы. Составь слова из двух элементов. Поясни значение этих слов.

    Пояснения:     Ус, соус, ас.

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

АС

ОС

УС

ЫС

ИС

Упражнение 2.

Задание:

  1. Прочитай последовательно столбики таблицы.
  2. Прочитай последовательно строки таблицы.
  3. Прочитай первые три столбика таблицы, делая ударение на выделенных слогах.
  4. Прочитай заданное сочетание.
  5. Найди слова среди буквосочетаний.

    Пояснения:    Оса, оси, осы, усы.

АСА

АСО

ОСА

УСА

ИСА

ЫСА

ОСО

АСУ

ОСУ

УСО

ИСО

ЫСО

УСУ

АСИ

ОСИ

УСИ

ИСУ

ЫСУ

ИСИ

АСЫ

ОСЫ

УСЫ

ИСЫ

ЫСИ

СИСЫ

САСА

СОСО

СУСУ

СЫСЫ

СИСИ

САСО

СОСА

СЫСИ

СИСЫ

СУСА

СОСЫ

Ответь на вопросы:

1.Чем похожи все элементы таблицы? Чем они отличаются?

           

Пояснения:         Все элементы таблицы содержат согласный С.

Все элементы таблицы состоят из двух слогов. Элементы 5 и 6 строки содержат по две согласных С.  Отличаются элементы таблицы гласными.

Упражнение 3.

Задание:

  1. Прочитай выборочно столбики и строки таблицы, понижая, а затем повышая голос.
  2. Прочитай выборочно строки (столбики) таблицы на одном выдохе.
  3. Составь слова из элементов таблицы.

Пояснения:     Сани, насосы, соус, носы, сыны, усни, Нина, Инна, Анна.

СА

СО

СУ

СИ

СЫ

НА

НО

НУ

НИ

НЫ

АС

ОС

УС

ИС

ЫС

АН

ОН

УН

ИН

ЫН

Упражнение 4.

Задание:

  1. Прочитай столбики таблицы, выделяя голосом согласный Н.
  2. Прочитай строки таблицы, четко произнося гласные звуки.
  3. Прочитай вторую строку таблицы с ударением на выделенных гласных.

НАН

НОН

НЫН

НИН

НУН

НАНА

НОНО

НЫНЫ

НИНИ

НУНУ

АННА

ОННО

ЫННЫ

ИННИ

УННУ

АССА

ОССО

ЫССЫ

ИССИ

УССУ

АНАН

ОНОН

ЫНЫН

ИНИН

УНУН

АСАС

ОСОС

ЫСЫС

ИСИС

УСУС

Ответь на вопросы:

  1. Что общего у элементов четвертой строки таблицы?
  2. Чем различаются элементы третьего столбика таблицы?
  3. Назови сочетание, в котором слышится мягкий согласный [Н`] дважды.
  4. Назови сочетания, в которых слышится твердый согласный [Н] дважды.

Пояснения: Все элементы четвертой строки содержат удвоенную букву С. Все элементы третьего столбика содержат гласную Ы, но различаются согласными. [ Н`] слышится дважды в сочетании НИНИ.                         [Н] слышится дважды в сочетании НЫНЫ, НАНА, НОНО, НУНУ, ЫНЫН, АНАН, ОНОН, НЫНЫ, УНУН.

Упражнение 5.

Задание 1: Найди в каждой строке таблицы элемент, соответсвующий выделенному в первом столбике.

Чем похожи все элементы таблицы?

Чем они отличаются?

ОСА

АСА

ОСА

ОСО

АСА

ОСИ

ИСО

ОСО

ОСИ

ИСИ

ОСЫ

ОСЫ

ЫСО

ЫСЫ

ОСО

УСЫ

УСЫ

УСИ

УСО

УСА

       

Пояснения: Все элементы таблицы состоят из двух слогов, так как включают две гласных. Среди элементов таблицы можно выделить слова (смотри первый столбик), каждое из них имеет свое значение, и сочетания      букв (осо, ысо, ысы и др.), которые лексического значения не имеют.

Задание 2: Найди слово среди похожих сочетаний букв.

АННА

АНАН             АНАН            НАНА                АННА

НИНА

ИННА             НАНИ            НИНА                АННИ

САНИ

СИНА             САНИ             НАСИ                САИН

СОУС

СУОС             СОСУ              СОУС                СУСО

АНАНАС

АНАНАС       АНСАНА        НАСАНА          САНАНАС

НАСОС

НОСАС          НСОСА            НАСОС             НАСАС

nsportal.ru

Слоговые таблицы для отработки техники чтения в 1 классе

Слоговые таблицы

(тренировочный материал для отработки техники чтения) 
Это, пожалуй, один из самых эффективных видов работы, но и самый неинтересный для ребенка. Поэтому проявите максимум фантазии. Расскажите ему о том, что с такой-то планеты прилетел инопланетянин (хорошо бы его нарисовать). Он не знает нашего языка, поэтому нашими буквами написал свои инопланетянские слова. Например, «НАНЫ» – по-инопланетному значит, «ЗДРАВСТВУЙ». «НУНА» – «ДО СВИДАНИЯ» и т.д. 
Как работать с таблицами? 
• При знакомстве с каждой таблицей первым её читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). 
• Затем ребенок читает таблицу вместе со взрослым (взрослый громко, а ребенок шепотом, но при этом проводит пальцем по дугам и точкам), и только после этого - самостоятельно (шепотом или громко, по своему желанию). 
• Затем взрослый простым карандашом проставляет ударение в некоторых слогах. Читает сам, а затем – ребенок. 
• Место ударения меняется, и слоги читаются вновь. 
• Усложнение! После того, как ребенок научится хорошо читать слоги по слоговой таблице, взрослый дает следующее задание: « Закрой глаза и представь то место в таблице, которое я сейчас прочитаю. Открой глаза и покажи, где я читала». 

infourok.ru

Тренажёр по чтению (1 класс): "Слоговая таблица"

Слоговая таблица

В своей работе с будущими первоклассниками и первоклассниками я использую слоговую таблицу.

Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным материалом для чтения, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу и она должна быть перед глазами, по-возможности, весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить.

Слоговую таблицу полезно использовать на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте, поскольку их основное назначение в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога. Достоинство слоговых таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.

Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным.

А

У

О

Ы

И

Е

Я

Ё

Ю

Э

Ь

Н

НА

НУ

НО

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

НЮ

НЭ

НЬ

М

МА

МУ

МО

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЮ

МЭ

МЬ

Т

ТА

ТУ

ТО

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТЭ

ТЬ

К

КА

КУ

КО

-

КИ

КЕ

-

КЁ

-

КЭ

КЬ

Х

ХА

ХУ

ХО

-

ХИ

ХЕ

-

-

-

ХЭ

ХЬ

Б

БА

БУ

БО

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

БЮ

БЭ

БЬ

В

ВА

ВУ

ВО

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЭ

ВЬ

Г

ГА

ГУ

ГО

-

ГИ

ГЕ

-

ГЁ

-

ГЭ

ГЬ

Д

ДА

ДУ

ДО

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЭ

ДЬ

Ж

ЖА

ЖУ

ЖО

-

ЖИ

ЖЕ

-

ЖЁ

-

-

ЖЬ

З

ЗА

ЗУ

ЗО

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЭ

ЗЬ

Л

ЛА

ЛУ

ЛО

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЮ

ЛЭ

ЛЬ

П

ПА

ПУ

ПО

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЮ

ПЭ

ПЬ

Р

РА

РУ

РО

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЮ

РЭ

РЬ

С

СА

СУ

СО

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЮ

СЭ

СЬ

Ф

ФА

ФУ

ФО

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФЭ

ФЬ

Ц

ЦА

ЦУ

ЦО

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

-

-

-

-

-

Ч

ЧА

ЧУ

ЧО

-

ЧИ

ЧЕ

-

ЧЁ

-

-

ЧЬ

Ш

ША

ШУ

ШО

-

ШИ

ШЕ

-

ШЁ

-

-

ШЬ

Щ

ЩА

ЩУ

ЩО

-

ЩИ

ЩЕ

-

ЩЁ

-

-

ЩЬ

Й

ЙА

-

ЙО

-

ЙИ

ЙЕ

-

-

ЙЮ

-

-

nsportal.ru

Учебно-методическое пособие по чтению (1 класс) по теме: Слоговая таблица для 1 класса

Слоговая таблица

В своей работе с будущими первоклассниками и первоклассниками я использую слоговую таблицу.

Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным материалом для чтения, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу и она должна быть перед глазами, по-возможности, весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить.

Слоговую таблицу полезно использовать на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте, поскольку их основное назначение в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога. Достоинство слоговых таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали, осознают звукобуквенную структуру слога (сочетание согласного с гласным) и в результате чего начинают воспринимать и воспроизводить его как единое целое.

Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приема обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, т.е. используется прием протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным.

А

У

О

Ы

И

Е

Я

Ё

Ю

Э

Ь

Н

НА

НУ

НО

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

НЮ

НЭ

НЬ

М

МА

МУ

МО

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЮ

МЭ

МЬ

Т

ТА

ТУ

ТО

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТЭ

ТЬ

К

КА

КУ

КО

-

КИ

КЕ

-

КЁ

-

КЭ

КЬ

Х

ХА

ХУ

ХО

-

ХИ

ХЕ

-

-

-

ХЭ

ХЬ

Б

БА

БУ

БО

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

БЮ

БЭ

БЬ

В

ВА

ВУ

ВО

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЭ

ВЬ

Г

ГА

ГУ

ГО

-

ГИ

ГЕ

-

ГЁ

-

ГЭ

ГЬ

Д

ДА

ДУ

ДО

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЭ

ДЬ

Ж

ЖА

ЖУ

ЖО

-

ЖИ

ЖЕ

-

ЖЁ

-

-

ЖЬ

З

ЗА

ЗУ

ЗО

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЭ

ЗЬ

Л

ЛА

ЛУ

ЛО

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЮ

ЛЭ

ЛЬ

П

ПА

ПУ

ПО

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЮ

ПЭ

ПЬ

Р

РА

РУ

РО

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЮ

РЭ

РЬ

С

СА

СУ

СО

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЮ

СЭ

СЬ

Ф

ФА

ФУ

ФО

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФЭ

ФЬ

Ц

ЦА

ЦУ

ЦО

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

-

-

-

-

-

Ч

ЧА

ЧУ

ЧО

-

ЧИ

ЧЕ

-

ЧЁ

-

-

ЧЬ

Ш

ША

ШУ

ШО

-

ШИ

ШЕ

-

ШЁ

-

-

ШЬ

Щ

ЩА

ЩУ

ЩО

-

ЩИ

ЩЕ

-

ЩЁ

-

-

ЩЬ

Й

ЙА

-

ЙО

-

ЙИ

ЙЕ

-

-

ЙЮ

-

-

nsportal.ru

Презентация к уроку по чтению (1 класс) на тему: Слоговые таблицы 1 класс

Слайд 1

слоговые цепочки МБОУ школа №1 г. Серафимовича Учитель начальных классов: Калмыкова Л.Ю.

Слайд 2

ПА ПО ПУ ПЫ ПЭ ПИ ПЕ ПЮ ПАП ПОП ПУП ПИП ПЕП СПА СПУ СПО СПИ ПАК ПОК ПИК ПЕК РПО РПУ НОП НУП НАП НИП НЫП

Слайд 3

Таблица № 1 са со су сы си на но ну ны ни ба бо бу бы би ва во ву вы ви га го гу гы ги да до ду ды ди за зо зу зы зи ла ло лу лы ли ма мо му мы ми па по пу пы пи ра ро ру ры ри та то ту ты ти фа фо фу фы фи

Слайд 4

Упражнение № 3 Слоговые цепочки е е ме ме е е не не е е ве ве е е се се е е ене ене ене е е еве еве еве е е есе есе я я мя мя я я ня ня я я вя вя я я ся ся я ямя яма ямя я яня яна я явя ява яся яса

Слайд 5

Таблица № 2 бе бё бя бю бь ве вё вя вю вь ге гё гя гю гь де дё дя дю дь зе зё зя зю зь ке кё кя кю кь ле лё ля лю ль ме мё мя мю мь не нё ня ню нь пе пё пя пю пь ре рё ря рю рь се сё ся сю сь те тё тя тю ть фе фё фя фю фь хе хё хя хю хь

Слайд 6

Упражнение № 4 Слоговые цепочки ё ё мё мё ё ё нё нё ё ё вё вё ё ё сё сё ё ёмё ёмо ё ёнё ёно ё ёвё ёво ё ёсё ё ёсо ю мю мю ю ю ню ню ю ю вю вю ю сю сю ю юмю юму ю юню юну ю ювю юву юсю юсу

Слайд 7

Упражнение № 5 Слоговые цепочки е е зе зе е е бе бе е е те те е е ле ле е е ке е е езе е е ебе е ете ете е еле еле е еке еке я я зя зя я я бя бя я я тя тя я я ля ля я кя я язя яза я ябя яба я ятя ята я яля яла якя

Слайд 8

Упражнение № 6 Слоговые цепочки ё ё зё зё ё ё бё бё ё ё тё тё ё ё лё лё ё ё кё ё ёзё ёзо ё ёбё ёбо ё ётё ёто ё ёлё ёло ёкё ёко ю ю зю зю ю ю бю бю ю ю тю тю ю ю лю ю юзю юзу ю юбю юбу ю ютю юту юлю юлу

Слайд 9

Упражнение № 7 Слоговые цепочки е е фе фе е е де де е е ре ре е е пе пе е е ге е ефе ефе е еде еде е ере ере е епе епе еге еге я я фя фя я я дя дя я я ря ря я я пя пя я гя я яфя яфа я ядя яда я яря яра я япя япа яга

Слайд 10

Упражнение № 8 Слоговые цепочки ё ё фё фё ё ё дё дё ё ё рё рё ё ё пё пё ё ё ге ё ёфё ёфо ё ёдё ёдо ё ёрё ёро ё ёпё ёпо ёгё ёго ю ю фю фю ю ю дю дю рю рю ю ю пю пю ю ю юфю юфу ю юдю юду ю юрю юру юпю юпу

nsportal.ru

Слоговая таблица - 1 - Обучение грамоте 1 класс

Данная работа поможет детям в упражнении составления слов из слогов. Дети читают слоги в той последовательности, на которые укажет бабочка. Если слоги прочитаны верно, получается слово. Конец одного слова является началом следующего.

Этот вид работы помогает совершенствовать навыки чтения. Данный тренажёр может быть использованы на логопедических занятиях, а также в детском саду.

• Слоговая таблица - 1
• Слоговая таблица - 2

© Наталья Геннадьевна Коровина Наталья Геннадьевна Коровина

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Слоговая таблица - 1» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Обучение грамоте 1 класс» и представляет собой: «игра, викторина, повторение, систематизация».



Скачать материал 1.4Mb
Загрузка началась... Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно! Подарок каждому подписчику!
Рекомендации:

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Замечательный материал для первоклассников. В игровой форме они с удовольствием будут читать слова.


Ирина Евгеньевна, спасибо за отзыв о моём материале!


Спасибо, Наталья Геннадьевна, за интересный и нужный ресурс, который способствует совершенствовать навыки чтения.


Спасибо, Татьяна Владимировна, за тёплые слова!


Спасибо, Наталья Геннадьевна, за предоставленный материал! Как раз пригодится.


Светлана Сергеевна, очень рада, что материал востребован!


Наталья Геннадьевна, работа очень понравилась. Спасибо!


Спасибо, Эльвира Васильевна, что нашли время посмотреть мою презентацию!


Наталья Геннадьевна, спасибо за работу. Такой ресурс можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.


Людмила Николаевна, благодарю за внимание к моей работе!


Отличная работа! Спасибо, что делитесь с нами своими материалами.


Наталья Владимировна, рада, что Вам понравились мои работы!


Иду в первый класс. Спасибо очень нужный и красочный материал. Думаю, детям понравится.


S

Большое спасибо за материал. Мне очень пригодится. Успехов вам!


Спасибо, Наталья Геннадьевна, за нужный занимательный материал.


Спасибо, коллеги! Я рада, что ресурс будет востребован!


Наталья Геннадьевна! Большое спасибо за прекрасный ресурс.


Наталья Геннадьевна, огромное спасибо за прекрасный ресурс.


Е

Здравствуйте, Наталья Геннадьевна! Примите слова благодарности за Ваш труд, за интересный и познавательный материал! Моим ученикам очень понравилось!


Елена, тронута Вашим отзывом о моей работе! Очень рада, что моя работа не осталось незамеченной. Удачи Вам в жизни и успехов в работе!


Наталья Геннадьевна! Спасибо за ресурс! Поделюсь Вашей работой с молодыми коллегами, которые начнут работу в 1 классе.


Ирина Александровна, спасибо за внимание к моей работе!


Наталья Геннадьевна, спасибо таблицу! Жалко, что поздно обратила на неё внимание, но есть среди моих первоклассников парочка, кому эта таблица поможет!


Ольга Ивановна, рада помочь! Пользуйтесь на здоровье!

Спасибо за ресурс, Наталья Геннадьевна. Эту работу также забираю для своих ребят.


Ирина Николаевна, благодарю Вас за внимание к моей работе! Удачи Вам!


easyen.ru

Слоговые таблицы для обучения чтению


Слоговые таблицы для обучения детей скоростному чтению. Скачать бесплатно и распечатать картинки формата А4 для цветного и монохромного принтера.

Плакаты со слоговыми таблицами можно использовать для оформления класса начальной школы.

Слоговая таблица


Слоговая таблица (черно-белая)


Слоговая таблица для скоростного чтения


Слоговая таблица для чтения

printfiles.ru

Картотека по логопедии (1 класс) на тему: Таблицы слогов и слов для развития техники чтения у учащихся, страдающих дислексией.

Введение.

Интенсификация современного образования предполагает увеличение объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Письмо и чтение, являясь основными способами получения учебной информации, играют ведущую роль в процессе усвоения знаний.

Нарушения письма и чтения у детей – дисграфия и дислексия – составляют серьезное препятствие для этого процесса. По данным различных авторов, количество учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении в результате неспособности овладеть навыками письма и чтения, достигает 20%.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают целые слоги у слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких по звучанию звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им даются с трудом.

Дислексия – это общее название проблемы нарушения чтения. В связи с тем, что причины этих нарушений различны, сами нарушения тоже отличаются друг от друга. Следовательно, и пути исправления трудностей будут различны.

Ниже приведены виды дислексий, как их видят создатели "Логопедического словаря":

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия аграмматическая -–дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.

Дислексия вербальная – оптическая дислексия, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

Дислексия литеральная – оптическая дислексия, проявляющаяся в нарушениях при изолированном узнавании и различении буквы.

Дислексия мнестическая – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Дислексия оптическая – дислексия, которая проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв, а также их взаимных заменах. К оптической дислексии относят и зеркальное чтение.

Дислексия семантическая – дислексия, проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

Дислексия тактильная – дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Дислексия фонематическая – дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа (у детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза).

Из этого списка видно, насколько широка и разнообразна проблема дислексии и помощи при этом заболевании.

Хотя все факторы, влияющие на развитие болезни, ученым пока неизвестны, многие специалисты полагают, что дислексия имеет генетический характер. Проще говоря, в "архитектуре" мозга присутствует отличие, вызывающее трудность "раскодирования" смысла печатного слова.

Последнее исследование британских медиков показало, что многие богачи страдают дислексией. Это означает, что им крайне сложно собирать из отдельных букв слова, читать и писать.

Число дислексиков среди успешных в финансовом плане людей достигает 40%, в то время как в среднем этим синдромом страдает лишь каждый десятый человек, сообщает Dailyrecord. Методов лечения этого заболевания, к сожалению, пока не существует.

Дислексией страдало множество гениальных людей. В частности, ею болели Уинстон Черчилль, Ханс Кристиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн. В прошлом году шведская наследная принцесса Виктория призналась в том, что не умеет читать.

Во всем мире сейчас создаются организации, объединяющие людей, не равнодушных к данной проблеме. Создана такая организация и у нас, в России (в 2004 году).

Российская ассоциация дислексии – некоммерческая общественная организация, объединяющая в своих рядах ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемами нарушений письма и чтения у детей, таких, как О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, и других, практикующих логопедов, учителей начальных классов, психологов, а также заинтересованных в деятельности ассоциации родителей, дети которых имеют трудности в обучении грамоте.

Почетным президентом Российской ассоциации дислексии избран академик РАН, доктор психологических наук профессор В.И. Лубовский. В попечительский совет Российской ассоциации дислексии входят ведущие общественные, политические деятели, представители культуры и искусства. Идея создания ассоциации поддержана Министерством образования Российской Федерации.

Российская ассоциация дислексии создана для координации деятельности педагогических и других образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную помощь детям с дисграфией и дислексией, в интересах повышения уровня логопедической помощи и создания единого образовательного пространства.

Среди задач ассоциации – объединение усилий специалистов для обобщения и систематизации, накопленных в нашей стране и за рубежом экспериментальных данных по проблемам нарушения письма и чтения и создания на их основе единых качественно-количественных критериев диагностики дисграфии и дислексии, разработки и апробации коррекционных программ для преодоления нарушений письма и чтения у детей.

Изучив много различных материалов, мне стало понятней, как можно оказывать помощь детям. Поэтому мне захотелось обобщить накопленный опыт и знания и поделиться им с коллегами.

В данной работе я коснулась лишь одной стороны этой проблемы. Речь идет о детях, у которых нет нарушения звукопроизношения и фонематического слуха (хотя возможны случаи, когда эти нарушения ликвидированы в результате ранней логопедической помощи). У данных детей, как правило, нет нарушения пространственной ориентировки и зеркального отражения мира. С первого взгляда, это обычные здоровые дети. Вот только чтение им "не дается". Несмотря на постоянные тренировки и помощь со стороны взрослых, ребенок читает крайне медленно.

В моей практике встречалось несколько детей, которые под диктовку писали быстрее, чем читали текст.

Часто (но не всегда) речь этих детей замедленна. Они производят впечатление "неторопливых увальней", спокойно беседующих с вами, не спешащих никуда. Такие дети никогда не смогут читать быстро, в силу того, что скорость чтения не может быть выше  темпа речи.

Подчас желание взрослых ускорить темп чтения у таких детей приводит к неврозам, стойкому нежеланию читать, суетливости и комплексам неполноценности.

Искусственно стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы), слоги. Техника чтения – это результат  упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

 Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Описание методики.

На необходимость учитывать ритмическую и слоговую структуру слова при подборе текстов, предлагаемых детям на начальном этапе освоения чтения, указывал еще Л.Н.Толстой. Тексты из составленного им букваря являются наглядным тому примером. Не зря их так любят использовать при проверке техники чтения учителя начальных классов.

"По мнению Швачкина (1948) и Л.И.Румянцевой (1952), подбор текстов букваря должен производиться с постепенным усложнением ритмической и слоговой структуры слов.

Начинать следует с простых двусложных слов с хореической (ЛЕТО, ЛУЖА) и ямбической (ЛИСА, ВОДА) ритмической структурой, затем вводятся трехсложные слова с размером амфибрахий (КОРОВА, ПИЛИЛИ, БЕЖАЛА), затем – дактиль (ДЕРЕВО, ВЕСЕЛО) и анапест (БЕРЕГА, ПИРОГИ). В такой же последовательности вводятся слова со стечением согласных.

По данным Л.И. Румянцевой (1952), слова со структурой ГССГ (АРКА, ОКНО, ЕЛКА) вызывают при чтении бо′льшие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ. Существенное значение имеет расположение стечения согласных по отношению к ударному слогу. Наиболее легкой конструкцией являются слова, в которых стечение согласных находится в предударной позиции. К сожалению, в учебных пособиях для чтения, предлагаемых даже в 1-м классе ("Родничок" и т.п.), вышеуказанные характеристики практически не учитываются. Поэтому для работы с детьми, страдающими дислексией, необходимо специально подбирать и адаптировать тексты для чтения, согласуя их не с хронологическим возрастом и классом, в котором учится ребенок, а с "возрастом чтения"". (А.Н.Корнев "Нарушения чтения и письма у детей").

Эффективным методом достижения этого является предлагаемая ниже методика, разработанная А.Н.Корневым в 1994-1996годах и опробованная им на большом количестве детей, страдающих дислексией.

На начальном этапе обучения, дети, не владеющие слогослиянием, пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок и  тормозит развитие навыков чтения.

Чтобы избежать этого, Корнев А.Н. считает целесообразным на начальных этапах коррекции использовать преимущественно слоговой материал. В этом случае угадывание становится невозможным. При выполнении задания ребенок вынужден опираться только на навык слогослияния.

Опыт работы Корнева А.Н. и других специалистов в этой области показывает, что традиционными методами обучить их слиянию довольно трудно, а иногда и невозможно. В качестве альтернативы Корнев А.Н. предлагает полуглобальный метод. Его основное отличие от аналитико-синтетического метода заключается в том, что ребенку создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы чтения, минуя процедуру слияния.

Для этого используются слоговые таблицы.

ма

ок

им

ба

со

ап

ел

ме

аш

ри

ам

ку

ле

ум

ми

го

ле

ил

са

пу

ом

су

ве

и

ок

пи

ко

ам

му

бу

ли

бе

зо

ту

ор

им

ля

ус

до

ос

би

па

ас

ши

ук

ру

ве

ил

чу

ха

ди

ик

ли

ир

со

се

по

ша

ро

ми

ут

Взрослый в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает ребенку максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его. При этом слитное прочтение найденного слога облегчается предшествующим называнием его взрослым. Требование быстро найти слог понуждает ребенка к глобальному его опознанию, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным прочтением каждого слога.

Корнев А. Н. советует, на начальном этапе  у детей с тяжелыми нарушениями чтения для облегчения поиска использовать 9-клеточные таблицы, позднее – 16 и  36-клеточные.

В каждой таблице должны присутствовать как прямые, так и обратные слоги того же буквенного состава  (например, МО и ОМ), с мягкими и твердыми согласными (МИ и МЫ, ЛА и ЛЯ).

(Обратные слоги со звонкими согласными следует исключить, т.к. при произнесении они оглушаются.)

В течение одного занятия ребенок работает с парой таблиц. Фиксируется время, затраченное на работу с одной таблицей.

Для удобства работы заранее составляются списки или таблицы тех же слогов, но расположенных в той последовательности, по которой взрослый диктует ребенку слоги.

Контроль выработки автоматизации осуществляется по показателю динамики времени, затраченного на одну таблицу. В процессе ежедневной работы с парой таблиц время поиска постепенно сокращается, а затем стабилизируется. После этого следует переходить к новой паре таблиц аналогичной сложности, но другого слогового состава.

Таблицы одного и того же уровня сложности даются на занятиях до тех пор, пока время поиска при работе с новой подобной таблицей (36-клеточной) не будет стабильно равно 3 минутам. Это будет означать, что данный тип слогов автоматизирован и можно перейти к тренировке комплексных слогов. Например – к таблицам с трехбуквенными слогами типа СГС:

шол

вит

чоп

гам

рич

фум

лом

кет

рас

пим

рук

мол

сил

кар

дыр

пут

сир

лаш

коч

бан

дел

выр

пит

тек

жем

пач

сет

ван

лом

так

сар

мап

кур

лич

шат

дим

пит

ким

фет

рум

сис

муф

чил

тип

сап

вул

гом

мек

мал

поч

дис

бел

лап

чих

гор

цык

таш

лис

шук

лиц

тес

кат

мих

роч

фаш

рет

хом

кем

лич

тас

фех

щат

У разных детей на освоение одного типа слогов уходит разное количество времени: от 1 месяца до 1 года.

Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (6-7 раз в неделю). Ежедневно работая с  подобным материалом, ребенок непроизвольно запоминает слоги, входящие в таблицы. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов.

Далее последовательно отрабатываются открытые слоги со стечением согласных и слова со стечением согласных.

Таблица используется так же, но ее приходится чаще менять, т.к. ребенок быстро выучивает слова наизусть и тренировочный эффект пропадает.

2. Слоговые таблицы можно  использовать и по-другому. Ребенку предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. В процессе работы педагог по очереди называет слова, а ребенок ищет слоги в таблице, в правильной последовательности (соответствующей порядку их следования в слове).

3. Следующий прием создает условия для целостного опознавания слов, стимуляции понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти.

Материал для занятий включает текст и таблицу, составленную из слов, входящих в этот текст, но расположенных в случайной последовательности. Взрослый читает текст вслух по одному предложению, а ребенок отыскивает в таблице слова, входящие в данное предложение в соответствующей последовательности.

Тексты целесообразно подбирать, адекватные по слоговой структуре слов относительно оперативных единиц чтения, сформированных у ребенка.

Прекрасные рекомендации! Но как справиться с ними рядовому логопеду? Ведь на подбор речевого материала уйдет уйма времени.

Для решения этого вопроса, я обратилась к пособию Г.Г. Мисаренко Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. "Данное пособие предназначено для развития и автоматизации у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений… Систематизация слов основана на исследованиях классической и современной педагогической психологии" (Мисаренко Г.Г.).

Как раз то, чего не хватало в пособии Корнева А.Н. Однако, в пособии Мисаренко, слова расположены не в таблицах, а в столбиках. Это тоже неплохой тренировочный материал, с которым я работала достаточно долго.

Соединив эти два пособия, я получила рабочий материал, удобный для использования. При составлении таблиц я пользовалась рекомендациями обоих авторов и преследовала  следующие цели:

  • развитие техники чтения;
  • закрепление зрительного образа слогов;
  • закрепление деления слов на слоги;
  • закрепление слоговой структуры слов;
  • профилактика пропуска согласных при чтении и на письме;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • расширение поля зрения;
  • развитие концентрации и распределения внимания.

Хочется немного пояснить. Про развитие техники чтения понятно. В результате регулярных занятий она должна повыситься.

Про закрепление зрительного образа слогов много сказано выше. Это основано на полуглобальном методе чтения.

Закрепление деления слов на слоги. Одной из проблем обучения письму является неумение детей делить слова на слоги. При хорошем знании всех теоретических правил, на практике ребенок не может с этим справиться, постоянно спрашивая: "Как можно перенести  слово?". Работая с таблицами, где дано готовое решение деления слов на слоги, ребенок в дальнейшем при делении слова начинает видеть слог, как единицу слова.

Закрепление слоговой структуры слов. Это не описка и не повторение предыдущих пунктов. В практике логопедов часто встречаются дети с "нарушенной слоговой структурой слова". Этим детям трудно произносить 2-3 сложные слова. В них они пропускают слоги или переставляют их. Например, "бабаран" всесто "барабан", "чучительница" вместо "учительница", "телизор" вместо "телевизор". Для этих детей трудно понять звуковой образ слова, если его произносят быстро. Логопеды учат таких детей произносить слово по слогам. При работе со слоговыми таблицами с таким ребенком можно четко отработать образ каждого слова, разделенного на слоги. В результате ребенок начинает не только правильно выговаривать трудные слова, но и правильно их писать.

Профилактика пропуска согласных при чтении и на письме. Дети, с трудом овладевающие чтением, как правило, испытывают трудности и при письме. Особенно часто у них встречаются пропуски букв. При обычном произнесении слов, ребенок иногда "теряет" звук при стечении согласных, в результате чего пропускает его на письме. Например, "парта", "быстро". Запомнив зрительно эти слоги, ребенок уже не будет затрудняться в написании слов.

Расширение и активизация словарного запаса. В таблицах встречаются слова, не свойственные детской речи (баритон, фараон и т.д.). "Это объясняется тем, что данное пособие нацелено на развитие умения прочитывать любое слово не зависимо от того, знакомо оно ребенку или не знакомо, понятно или нет" (Г.Г. Мисаренко ). Любознательный ребенок встречая такие слова сам задает вопросы ("Что это значит? Я не знаю такого слова.). Взрослый объясняет значение слов. Если ребенок пассивно относится к данной работе и не проявляет активного интереса, педагог сам может задавать вопросы: "Ты знаешь, что это такое? Объясни, что это значит". После этого можно также объяснять значение слов, вводя их тем самым в пассивный словарь ребенка.   А если еще попросить ребенка составить словосочетание, предложение с этим словом, придумать про него рассказ или сказку, то есть шанс ввести данное слово в активный словарь ребенка.

Расширение поля зрения. У детей с дислексией встречаются и другие проблемы. Ребенок может читать медленно из-за узкого поля зрения. "Поле зрения – участок пространства, зрительно воспринимаемый человеком при отсутствии движений глазами и головой" ("Словарь логопеда").

Если у ребенка узкое поле зрения, то он не может видеть слово, как единицу чтения. Он видит, а, следовательно, и читает по буквам или по слогам. В более старшем возрасте этот недостаток зрения или компенсируется в результате тренировок или ребенок приспосабливается к нему. Тогда при  чтении можно наблюдать, как ребенок водит головой из стороны в сторону. Это создает неудобство самому ребенку, вызывает быстрое утомление, головную боль, и, конечно, снижает скорость чтения.

В результате работы с таблицами ребенок вынужден переводить взгляд из стороны в сторону, отыскивая слоги, что тренирует глазные мышцы и расширяет тем самым поле зрения. Хочу обратить особое внимание педагогов, что в связи с данной проблемой нельзя разрешать детям искать слоги в таблице с помощью пальца. Нужно искать слоги только глазами, показывать слог указкой и тут же убирать указку, разыскивая следующий слог.

Развитие концентрации и распределения внимания. Еще одна из причин, мешающих быстрому чтению. Ребенок не умеет читать не отвлекаясь на посторонние раздражители. Ему трудно удерживать в памяти сразу множество необходимых задач – соотнести образ звука и буквы, слить буквы в слог, прочитав его с учетом твердости и мягкости, глухости и звонкости, поставив ударение в нужном месте, при этом выделив его голосом, понять смысл прочитанного …

Для этого нужно уметь сосредоточивать внимание на объекте, распределять его и переключать в нужный момент. Вот что говорит о внимании Логопедический словарь:

Внимания объем – количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т.п.) в течение 0,1 секунды объем восприятия у взрослого человека равен в среднем 5-9 элементам.

Внимания переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания может быть непроизвольной или произвольной.

Внимания распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Внимания сосредоточенность – концентрированность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других.

Внимания устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

В результате работы со слоговыми таблицами тренируются и улучшаются все функции внимания.

Распределив группы слов, подобранных Мисаренко Г.Г. по таблицам, я получила множество таблиц со словами и текстами. Но это не предел. В процессе работы с данными таблицами стали появляться новые идеи их использования, подсказанные практикой работы с детьми и коллегами по работе. Попробую перечислить некоторые из них.

  • Основной вид тренировок. Мы начали тренировки с детьми с простых заданий. Ребенок читает слово в правой таблице и находит его по слогам в левой таблице. Чтение слов происходит по столбикам или по строчкам, а можно чередовать эти виды заданий.
  • Использовать слоговые таблицы для закрепления грамматических правил написания слов. У детей часто встречаются специфические (дисграфические) ошибки на письме. Ребенок стойко пропускает все "Ь", путает "А-Я", "Т-Д" и т.д. В таком случае одной из разновидностей работы над устранением данной проблемы можно использовать работу со слоговыми таблицами. Тогда слова подбираются таким образом, чтобы ребенок постоянно стоял перед проблемой выбора нужного слога. Опираясь не только на слуховой, но и на зрительный образ слога ребенок быстрее запоминает нужное правило.

бо

бы

бя

моль

ноль

рить

по

пы

пя

боль

нить

рять

бу

бе

би

соль

пить

нуть

пу

пе

пи

толь

дить

тать

  • Использовать слоговые таблицы для речевой разминки детей на уроке. Увеличенная до нужно размера таблица слогов вешается на доску. Учитель называет слово, ученики по очереди выходят к доске и  показывают слоги в нужной последовательности. Таким образом, можно проводить соревнования между учащимися или группами учащихся. Можно просто читать слоги, не собирая из них слова. Это будет речевая разминка.
  • Как вариант игры (морской бой).  По краям таблицы проставляются цифры. Каждому ребенку дается  шифр, разгадав который ребенок отгадает слова. (Продолжив эту игру можно дать задание с найденными словами составить словосочетания или предложения). Можно, наоборот, построить работу таким образом, чтобы ребенок сам зашифровал слова. Подобные игры делают тренировочные задания менее скучными, вызывают интерес у детей.

а

б

в

г

д

е

1

ло

дя

ной

те

зо

со

водяной

3б-1б-1в

2

це

жи

вой

па

це

пу

годовой

5д-3д-2в

3

ря

во

бой

но

до

голубой

5д-6г-3в

4

ты

ле

лой

ли

де

деловой

4д-1а-2в

5

не

ме

той

хо

го

золотой

1д-1а-5в

6

по

ти

ро

лу

ми

лицевой

4г-2а-2в

  • Можно провести игру – самостоятельно составить из данных слогов как можно больше слов. Тоже интересная игра. Но проводить ее лучше на этапе закрепления чтения данного типа слогов.

 Как видите, вариантов работы со слоговыми таблицами множество. Справедливости ради, хочу отметить, что подобные задания встречаются во многих пособиях. В работе с детьми я использовала следующие из них:

  • Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей/Худож. В.Сергеев. М.:АО "СТОЛЕТИЕ",1994.-192 с.
  • Зайцев Н.А. Письмо.Чтение.Счет/Худож. В.Григорьев.-СПб: Лань,1997.-224 с.
  • Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению.-К.:ГИППВ, 1998.-272 с.

В этих пособиях также даны слоговые таблицы или группы слогов, подобранных по степени сложности или  степени изучения букв. Наиболее интересные задания в пособии Джежелей О.В.

Заканчивая, хочу пожелать своим коллегам-логопедам, а также учителям, родителям и детям удачи в освоении тяжелой, но увлекательной науки под названием "ЧТЕНИЕ". Пусть в дальнейшем, у вас не возникает трудностей.

В заключение, хочу сказать – работая над техникой, скоростью чтения, не забывайте о главном. Не забывайте научить ребенка ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ. Ведь при желании все трудности преодолимы, а желание появляется только тогда, когда появляется любовь. Читайте ребенку вслух! Пусть он слышит Ваш голос, наслаждается звучащей речью! Вот тогда ему и самому захочется читать!


Таблица 1.

ты

шо

вы

ло

лю

камера

колесо

барыня

ли

ги

ра

сы

ня

сирота

канаты

вера

жи

ме

ви

ле

яб

раковина

гора

вино

ки

ка

го

на

ца

берега

пара

дыра

га

ко

ве

ды

пи

пироги

волосы

ворота

со

по

му

но

мо

хорошо

лимоны

высота

бе

си

ро

во

кора

мужики

яблоня

та

па

ны

са

пора

лисица

ры

хо

ба

ре

сапоги

яблоки


Таблица 2.

ди

ма

жа

лу

лы

дело

липа

ноты

ло

то

ка

со

па

дача

nsportal.ru

Слоги, слова и таблицы для чтения (1 класс)

мак дуб кит оса

сом дом рак лис

кот лев мяч жук

коса бусы лыжи юбка пила перо дыня муха

рыба утюг мыло очки

мак дуб кит оса

сом дом рак лис

кот лев мяч жук

коса бусы лыжи юбка пила перо дыня муха

рыба утюг мыло очки

НО

РА

СИ

ЛА

СУМ

КА

ПО

ЛЕ

ТО

ША

ПА

КУК

ДУ

ГА

БАН

СВИ

ТЕР

МОС

ЗОН

ТИК

КО

ЛО

КОЛ

ПАК

________________________________________________________________________________________________________________________________

НО

РА

СИ

ЛА

СУМ

КА

ПО

ЛЕ

ТО

ША

ПА

КУК

ДУ

ГА

БАН

СВИ

ТЕР

МОС

ЗОН

ТИК

КО

ЛО

КОЛ

ПАК

БА

ВА

ГА

ДА

ЖА

ЗА

КА

ЛА

МА

НА

ПА

РА

СА

ТА

ФА

ХА

ЧА

ЦА

ША

ЩА

АБ

АВ

АГ

АД

АЖ

АЗ

АК

АЛ

АМ

АН

АП

АР

АС

АТ

АФ

АХ

АЧ

АЦ

АШ

АЩ

________________________________________________________________________________________________________________________________

БА

ВА

ГА

ДА

ЖА

ЗА

КА

ЛА

МА

НА

ПА

РА

СА

ТА

ФА

ХА

ЧА

ЦА

ША

ЩА

АБ

АВ

АГ

АД

АЖ

АЗ

АК

АЛ

АМ

АН

АП

АР

АС

АТ

АФ

АХ

АЧ

АЦ

АШ

АЩ

________________________________________________________________________________________________________________________________

БА

ВА

ГА

ДА

ЖА

ЗА

КА

ЛА

МА

НА

ПА

РА

СА

ТА

ФА

ХА

ЧА

ЦА

ША

ЩА

АБ

АВ

АГ

АД

АЖ

АЗ

АК

АЛ

АМ

АН

АП

АР

АС

АТ

АФ

АХ

АЧ

АЦ

АШ

АЩ

_______________________________________________________________________________________________________________________________

БА

ВА

ГА

ДА

ЖА

ЗА

КА

ЛА

МА

НА

ПА

РА

СА

ТА

ФА

ХА

ЧА

ЦА

ША

ЩА

АБ

АВ

АГ

АД

АЖ

АЗ

АК

АЛ

АМ

АН

АП

АР

АС

АТ

АФ

АХ

АЧ

АЦ

АШ

АЩ

_______________________________________________________________________________________________________________________________

БА

ВА

ГА

ДА

ЖА

ЗА

КА

ЛА

МА

НА

ПА

РА

СА

ТА

ФА

ХА

ЧА

ЦА

ША

ЩА

АБ

АВ

АГ

АД

АЖ

АЗ

АК

АЛ

АМ

АН

АП

АР

АС

АТ

АФ

АХ

АЧ

АЦ

АШ

АЩ

МЕЛ КОНЬ ХОР СУК

ЖУК РЫСЬ ПУХ СОН

БЫК ЛОСЬ ХОРЬ ЛЕС

ДИВАН НОСКИ КОРОВА КОЛЕСО

КОШКА ШТОРА ПАРОВОЗ СОРОКА

ВИЛКА ЛАМПА ТЕЛЕФОН БАРАБАН

_____________________________________________________________________________________________________

МЕЛ КОНЬ ХОР СУК

ЖУК РЫСЬ ПУХ СОН

БЫК ЛОСЬ ХОРЬ ЛЕС

ДИВАН НОСКИ КОРОВА КОЛЕСО

КОШКА ШТОРА ПАРОВОЗ СОРОКА

ВИЛКА ЛАМПА ТЕЛЕФОН БАРАБАН

_____________________________________________________________________________________________________

МЕЛ КОНЬ ХОР СУК

ЖУК РЫСЬ ПУХ СОН

БЫК ЛОСЬ ХОРЬ ЛЕС

ДИВАН НОСКИ КОРОВА КОЛЕСО

КОШКА ШТОРА ПАРОВОЗ СОРОКА

ВИЛКА ЛАМПА ТЕЛЕФОН БАРАБАН

_____________________________________________________________________________________________________

МЕЛ КОНЬ ХОР СУК

ЖУК РЫСЬ ПУХ СОН

БЫК ЛОСЬ ХОРЬ ЛЕС

ДИВАН НОСКИ КОРОВА КОЛЕСО

КОШКА ШТОРА ПАРОВОЗ СОРОКА

ВИЛКА ЛАМПА ТЕЛЕФОН БАРАБАН

БИ

ВИ

ГИ

ДИ

ЖИ

ЗИ

КИ

ЛИ

МИ

НИ

ПИ

РИ

СИ

ТИ

ФИ

ХИ

ЧИ

ЦИ

ШИ

ЩИ

БО

ВО

ГО

ДО

ЖО

ЗО

КО

ЛО

МО

НО

ПО

РО

СО

ТО

ФО

ХО

ЧО

ЦО

ШО

ЩИ

ОБ

ОВ

ОГ

ОД

ОЖ

ОЗ

ОК

ОЛ

ОМ

ОН

ОП

ОР

ОС

ОТ

ОФ

ОХ

ОЧ

ОЦ

ОШ

________________________________________________________________________________________________________________________________

БИ

ВИ

ГИ

ДИ

ЖИ

ЗИ

КИ

ЛИ

МИ

НИ

ПИ

РИ

СИ

ТИ

ФИ

ХИ

ЧИ

ЦИ

ШИ

ЩИ

БО

ВО

ГО

ДО

ЖО

ЗО

КО

ЛО

МО

НО

ПО

РО

СО

ТО

ФО

ХО

ЧО

ЦО

ШО

ЩИ

ОБ

ОВ

ОГ

ОД

ОЖ

ОЗ

ОК

ОЛ

ОМ

ОН

ОП

ОР

ОС

ОТ

ОФ

ОХ

ОЧ

ОЦ

ОШ

________________________________________________________________________________________________________________________________

БИ

ВИ

ГИ

ДИ

ЖИ

ЗИ

КИ

ЛИ

МИ

НИ

ПИ

РИ

СИ

ТИ

ФИ

ХИ

ЧИ

ЦИ

ШИ

ЩИ

БО

ВО

ГО

ДО

ЖО

ЗО

КО

ЛО

МО

НО

ПО

РО

СО

ТО

ФО

ХО

ЧО

ЦО

ШО

ЩИ

ОБ

ОВ

ОГ

ОД

ОЖ

ОЗ

ОК

ОЛ

ОМ

ОН

ОП

ОР

ОС

ОТ

ОФ

ОХ

ОЧ

ОЦ

ОШ

________________________________________________________________________________________________________________________________

БИ

ВИ

ГИ

ДИ

ЖИ

ЗИ

КИ

ЛИ

МИ

НИ

ПИ

РИ

СИ

ТИ

ФИ

ХИ

ЧИ

ЦИ

ШИ

ЩИ

БО

ВО

ГО

ДО

ЖО

ЗО

КО

ЛО

МО

НО

ПО

РО

СО

ТО

ФО

ХО

ЧО

ЦО

ШО

ЩИ

ОБ

ОВ

ОГ

ОД

ОЖ

ОЗ

ОК

ОЛ

ОМ

ОН

ОП

ОР

ОС

ОТ

ОФ

ОХ

ОЧ

ОЦ

ОШ

infourok.ru

Комплект пособий для обучения чтению.

Комплект пособий создала, опираясь на традиционную систему обучения чтению и на свой личный опыт работы с дошкольниками по обучению чтению.

Пособия созданы только для личного пользования. Всё это я применяю на занятиях с дошкольниками. Результаты хорошие. 

Состав комплекта.
  1. Букварь+ рабочая тетрадь.
  2. Приложение к Букварю — слоговые таблицы и слова для отработки техники чтения.
  3. Карточки-картинки для выделения первого звука в слове (первого слога в слове).
  4. Карточки-буквы разрезные. Заглавные и строчные. Гласные обозначены красным цветом, согласные синим. Непарные мягкие согласные — зелёным.
  5. Карточки-картинки для упражнения «Запиши слово из 3-х букв, из 4-х букв, из 5-и букв» и шаблоны с окошками для письма слов.
Букварь и Приложение в формате pdf и Word (можно вносить изменения). Остальные пособия только в формате pdf

Но, если у вас нет возможности распечатать пособия, то можно использовать их и в электронном формате, демонстрировать на экране. Лично я пользуюсь только реальными пособиями, а компьютер на занятиях не применяю, принципиально.

Подробнее о букваре:

Порядок изучения букв в букваре (такой же, как у Н.С. Жуковой):

Каждая страница форматом А4. Первые буквы — Аа, Уу, Оо занимают по одной странице. Дальше на каждую букву отвела по две страницы.

На одной странице разместила картинки для выделения первого звука в слове. Ниже, буквы очень крупным шрифтом. На второй странице материал для чтения — слоги, слова, тексты. Сначала материал для чтения идёт крупным шрифтом, позднее шрифт уменьшается.

На каждую изучаемую букву есть страничка рабочей тетради. Здесь тоже картинки для выделения первого звука. Дальше поле в клетку. Размер клеточек стандартный, как в обычной школьной тетради. На этом поле в клетку учу писать изучаемую букву — печатную. Ещё здесь пишем слоги, слова.

Далее, на рабочей страничке или раскраска, или занимательное задание по теме.


СКАЧАТЬ БУКВАРЬ: https://yadi.sk/d/mTj8eIR1nmD9Bg

Очень прошу, не размещайте мои пособия на других сайтах. Я их отдаю ДАРОМ только для личного пользования.

Приложение к букварю.
Слоговые таблицы и слова для отработки техники чтения:

Приложение начинается с буквы «Х». Здесь слоговые таблицы, слова, тексты для отработки техники чтения. На каждую букву отведено сначала по одной странице, позднее по две страницы.

СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ: https://yadi.sk/d/jG-Ma5bOyHuEvQ

Карточки-картинки для выделения первого звука

(позднее, первого слога) подобрала по несколько штук на каждый звук.

Образец карточек:

СКАЧАТЬ АРХИВ С КАРТОЧКАМИ: https://yadi.sk/d/oAlmbKCEcQplQg

Карточки-буквы. 

Все буквы печатного русского алфавита, заглавные и строчные. Гласные обозначены красным цветом, согласные синим. Непарные мягкие согласные — зелёным цветом. В комплекте есть необходимые знаки препинания. Эти карточки я использую в первую очередь для письма слогов, слов и предложений. Учу писать с проговариванием, обязательно. Карандашом или ручкой много слов шестилетний ребёнок не напишет. А вот с помощью карточек-букв ребёнок на одном занятии легко записывает десяток слов и предложения.

СКАЧАТЬ КАРТОЧКИ-БУКВЫ: https://yadi.sk/d/6lVzs0e_ZL56TQ

Есть у меня ещё и карточки-слоги. Высота этих карточек такая же, как у карточек-букв. В комплекте открытые слоги с заглавной буквы и со строчной.

СКАЧАТЬ КАРТОЧКИ-СЛОГИ: https://yadi.sk/d/xoTDGgL6XwLiLw

Карточки-картинки для упражнения «Запиши слово из 3-х, 4-х, 5-и букв»

Образец карточек-слов (разрезных) для записи слов из 4-х букв:

К этому упражнению я дополнительно использую, первое время, шаблоны с окошками, чтобы ребёнок не пропускал буквы. На шаблоне окошки такого же размера, как и карточки-буквы разрезные.

СКАЧАТЬ ПОСОБИЕ: https://yadi.sk/d/ZgbnxMbhVJOMyg

Состав комплекта.
  1. Букварь+ рабочая тетрадь.
  2. Приложение к Букварю — слоговые таблицы и слова для отработки техники чтения.
  3. Карточки-картинки для выделения первого звука в слове (первого слога в слове).
  4. Карточки-буквы разрезные. Заглавные и строчные. Гласные обозначены красным цветом, согласные синим. Непарные мягкие согласные — зелёным.
  5. Карточки-картинки для упражнения «Запиши слово из 3-х букв, из 4-х букв, из 5-и букв» и шаблоны с окошками для письма слов.

Очень прошу, не размещайте мои пособия на других сайтах. Я их отдаю ДАРОМ только для личного пользования.

С уважением, Антонина Алексеевна.

Как я использую комплект пособий для обучения чтению

Пособия-карточки «Вставь пропущенную букву, слог»

nachalo4ka.ru


Смотрите также

Поиск

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.      Одноклассники.     
Вверх
©    РЕБЕНКУ-ГОД.РУ   //    Карта сайта   //    XML